Перемирие — всё. После 00:00 18 апреля Украину ждёт ад: Полетит всё, что может
Месяц назад президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с Владимиром Путиным предложил России и Украине взаимно остановить удары по объектам энергетической инфраструктуры. Президент России поддержал предложение; формально согласился и украинский лидер Владимир Зеленский. Но что-то помешало ему соблюдать своё слово. Срок истекает. Стороны выходят из странного перемирия обратно на тропу войны, Россия снова достаёт свой "ракетный топор".
Перемирие вышло странным, хотя и очень ожидаемым. Россия отнеслась к его выполнению с предельным педантизмом; дело дошло до того, что Минобороны само сбило семь "Гераней", которые летели к украинским энергообъектам во время разговора президентов, потому что перенацелить их уже не было возможности.
Русские этот жест не очень поняли, что выразилось в комментариях: мол, спасибо, что свои самолёты сбивать не стали. Но до главного и единственного адресата — президента США Дональда Трампа месседж дошёл: русские великого дельца уважают, сделку нарушать не станут.
Иначе отреагировала на произошедшее Украина. Зеленский с первых же часов "моратория" стал делать вид, что не понимает, о чём речь. Он заявил, что Украина прекратит удары по объектам в России, если Россия прекратит удары по всем украинским целям.
"Решил поиграть "в дурака" … Он хочет получить преимущество на войне, прикрываясь мнимым согласием с инициативой Трампа. Причём это читается настолько просто, что даже не понимаю, кого он таким детским способом пытается обмануть? Трампа? Путина?
— комментировал манёвры главы киевского режима обозреватель Юрий Подоляка.
Кривобокое перемирие
С военной стороны энергетическое перемирие получилось односторонним. Россия действительно не била по украинским подстанциям и генерирующим мощностям, а вот ВСУ вовсю лупили по нашим нефтеперерабатывающим предприятиям и элементам энергосистемы.
В Курской области двумя ударами РСЗО HIMARS была уничтожена газоизмерительная станция "Суджа", в Белгородской области — аналогичная станция "Валуйки". Целая серия ударов пришлась по подстанциям в приграничных регионах. Беспилотники ГУРа атаковали Глебовское хранилище газа на мысе Тарханкут в Крыму и Саратовский нефтеперерабатывающий завод.
Самый большой ущерб был нанесён пункту перевалки нефти "Кавзкаская" в Краснодарском крае, где ударами дронов были подожжены два резервуара с нефтью, которые не удавалось потушить больше недели. Были атакованы станция перекачки нефти "Кропоткинская" и газоизмерительная станция "Сватово" в ЛНР, линии электропередач в Тамбовской и Липецкой областях.
В то время как Россия перешла к концентрированным ударам по складам с боеприпасами, железнодорожным узлам и промышленным предприятиям. При этом сразу стало заметно, что массирование ударов, при котором цель атакуют не одна-две "Гераньки", а от 10 до 20 дронов, радикально повышает эффективность налётов.
Если смотреть на ситуацию формально, перемирие было односторонним и фактически не работало. Всего, по данным нашего Минобороны, за этот период украинцы нанесли 107 ударов по энергообъектам.
Нас бьют, а мы крепчаем?
Возмущение этим "нюансом" очень отчётливо слышится и в комментариях читателей под материалами, и в публикациях многих обозревателей. Однако, как учат нас классики военной мысли, война есть продолжение политики иными средствами. А потому рассматривать любой военный эпизод в отрыве от политического контекста — довольно наивное упрощение ситуации, неизбежно ведущее к ошибочным оценкам.
А что, собственно, потеряла Россия, оттого что месяц не била по украинским подстанциям? Мы не обесточили врага, не погрузили его в многодневный блэкаут, не лишили его железнодорожных перевозок, мобильной связи и интернета? Но Россия не смогла этого добиться с осени 2022 года, потратив тысячи "Гераней" и сотни крылатых ракет. И Царьград уже объяснял, почему нам не удаётся этого сделать.
С другой стороны, за это время была нанесена серия массированных ударов по складам боеприпасов в Кропивницком, Одессе, Запорожье, Днепропетровске, Кривом Роге, Харькове. Сотни тонн снарядов, десятки, если не сотни беспилотников сгорели и сдетонировали в украинском тылу, а не прилетели на головы нашим бойцам и жителям тыловых городов. Разве это плохо?
Уничтожение эшелона с боеприпасами в городе Кропивницкиом. Источник: ТГ-канал "Военный Осведомитель"
То, что украинцы били по нашей энергетике, — проблема. Однако точно так же они били по ней и до "трамп-перемирия": в этом отношении ситуация не стала ни хуже, ни лучше. В Сети лежит огромное количество видео 2023–2024 годов с полыхающими нашими нефтебазами, НПЗ и подстанциями; любой желающий может их найти за пару минут. Только теперь, продолжая свои удары, Зеленский и его компания попали в политический капкан.
То, что украинская сторона не будет соблюдать "частичное перемирие", было понятно изначально. Именно недоговороспособность Киева нужно было продемонстрировать Москве Дональду Трампу,
— отмечает аналитик Тигран Мелоян.
Именно это и случилось: продолжив привычные для себя действия, Украина не заслужила мирового порицания, осуждающей резолюции со стороны ООН или окрика от европейцев, но, без сомнения, добавила поводов для ненависти со стороны одного конкретного человека — Дональда Трампа. И как знать, не повлияло ли поведение "хитрого идиота" на то, что теперь Трамп отказывается продавать Украине зенитные ракеты даже за 50 миллиардов долларов?
Русские Telegram-каналы, затаив дыхание, ждут, чем Россия завершит операцию под названием "энергетическое перемирие"
Выход из комбинации
Кто играл в 1990-е годы в игры на приставках, например в Mortal Combat, возможно, помнят, что была там такая штука, как "фаталити": особо мощный приём, добивающий основательно измочаленного противника. Произвести его можно было только хитрой комбинацией подводящих приёмов и бросков. Так вот, Россия сейчас находится в таком положении, когда нужно красиво и мощно финишировать, закончив изящную военно-политическую комбинацию мощнейшим нокаутирующим ударом по украинской энергетике.
Самое разумное после истечения неформального моратория на удары по энергетике (который Украина сама же и игнорировала) — выйти из него показательно и максимально жёстко. Не "ответочкой", а полнокровным комбинированным ударом, рассчитанным на эффект мгновенного обесточивания страны. Удар в этом случае должен идти сразу по нескольким уровням: по узловым подстанциям, по магистральным линиям, по запасным распределительным пунктам, чтобы сеть легла не точечно, а надолго,
— пишет военно-аналитический канал "Военная хроника".
Авторы канала считают, что результатом нашего удара должен стать блэкаут на 5-7 суток, который дестабилизирует ситуацию в украинском тылу, парализовав транспорт, погасив связь и оставив города без воды и света.
Такой удар позволит определить формат чёткой сделки: не хочешь снова в темноту — держи свои дроны подальше от Курска, не хочешь неделю без света и тепла — забудь про границу в целом и начни уже думать головой. Потому что пока одна сторона соблюдает моратории, а вторая шлёт по 20 дронов на жилые дома в приграничье — это не дипломатия, а цирк. А цирк заканчивается там, где перестаёт работать розетка,
— резюмирует "Хроника".
В сухом остатке
В целом энергетическое перемирие правильно рассматривать именно как информационно-психологическую операцию, направленную на мозги одного конкретного человека. В рамках неё Россия позволила киевскому режиму дискредитировать себя и заслужить очередную порцию ненависти от крайне тщеславного политического нарцисса, которого Киеву лучше бы не злить.
Операция завершена. А вот сможет ли наше руководство красиво и мощно выйти из неё — станет понятно в ближайшие дни. Противник в последнее время сообщал о резком снижении числа запускаемых по нему крылатых ракет, а это означает, что некоторый запас изделий у нас накопился.