"До слёз довели": Санкции, которые уничтожат Россию в 18-й раз
Не с первого и даже не со второго раза, но Евросоюз всё-таки принял 18-й пакет санкций против России. Казалось бы – дело уже привычное, не первый пакет и уж точно не последний. Однако комплекс внешних и внутренних обстоятельств вынуждает присмотреться к очередным санкциям внимательнее. Уж в очень непростое время они появились, да и сами по себе не так невинны.
Непростое это дело – санкции против России принимать
Принимать санкции против России и накачивать киевский режим деньгами и оружием – в последние годы функции Евросоюза ограничиваются в основном этим. С финансами и вооружением для Украины ситуация всё более непростая, так что потенциал Старого Света, по сути, сосредоточился в санкционном законотворчестве.
Да и здесь всё непросто: предыдущий, 17-й пакет антирусских санкций принят 20 мая – и дальнейшие попытки добить экономику нашей страны следующим перечнем рестрикций постоянно срывались. Так, 5 и 16 июля глава внешнеполитического ведомства ЕС Кая Каллас вынуждена была (в последний раз – и вовсе чуть не плача перед журналистами) сообщать, что европейцы не смогли единогласно утвердить очередной санкционный удар по Москве.
Кая Каллас сообщила о принятии 18-го пакета санкций. Скриншот: интернет-сайт reuters.com
Всякий раз европейскому единому русофобскому порыву кто-то мешал – то Венгрия, то в последнее время Словакия. Но вот 18 июля все препоны и разногласия преодолены, словацкий премьер Фицо добился от Брюсселя разрешения закупать в Россию энергоресурсы – и Кая Каллас смогла с чистым сердцем заявить, что 18-й пакет санкций против "путинского режима" всё-таки принят.
Нефть, суда, банки – главные направления европейского удара
Согласно формулировкам Каллас, принятый пакет санкций "один из самых жёстких" и позволяет "существенно снизить военный бюджет Кремля". Энтузиазм своей подчинённой разделила и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, назвав принятый документ "ударом в самое сердце военной машины России".
Что же входит в этот 18-й европейский пакет?
"Теневые танкеры" – по мнению европейцев, один из главных элементов нынешней экономической системы России. ФОТО: Stefan Sauer/ Global Look Press
Итак, список новых антирусских санкций составляют следующие ограничения:
- ценовой потолок на нефть из России снижается до 47,6 доллара за баррель (с прежней отметки в 60 долларов);
- 105 грузовых судов, которые ЕС относит к "теневому русскому флоту", посредством которого наша страна обходит наложенные ранее ограничения на внешнюю торговлю, больше не могут заходить в европейские порты;
- запрещены любые деловые и юридические операции, связанные с газопроводами "Северный поток" и "Северный поток – 2";
- введены ограничения на ввоз в страны ЕС нефтепродуктов, произведённых из отечественного сырья в третьих странах; также внесён в чёрный список нефтеперерабатывающий завод в Индии, одним из собственников которого является "Роснефть";
- ещё 22 банка из России отключены от международной платёжной системы SWIFT, прописаны ограничения деятельности для тех иностранных банков (в первую очередь из Китая), через которые проводятся операции в обход западных санкций;
- также расширен санкционный список в отношении физических и юридических лиц, введены дополнительные ограничения на ввоз в Россию товаров и технологий двойного назначения.
Сама по себе Европа мало на что способна
Несмотря на радужно-бодрые рапорты Каллас и Фон дер Ляйен в духе "ну всё, русские, сдавайтесь…", впадать в панику после принятия 18-го пакета санкций нет нужды и смысла.
Непосредственно санкции Евросоюза не окажут немедленного негативного воздействия на нефтяные доходы России. Хотя бы потому, что в условиях общей конъюнктуры новость о том, что русской нефти на мировом рынке может стать меньше, привела к росту цен – так, стоимость марки Brent превысила отметку в 70 долларов за баррель.
На нефтяные цены ориентируется вся мировая экономика. ФОТО: IMAGO/Westlight/ Global Look Press
Что ещё более важно – сами по себе санкции Евросоюза имеют ограниченный потенциал воздействия на отечественную экономику. И дело тут не только в абсурдном характере некоторых ограничений вроде запрета на деятельность и без того уже взорванных "Северных потоков".
Как заметил в беседе с Царьградом доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков, в настоящее время Европа не может оказать давления ни на военную промышленность России, ни на сотрудничающие с нами китайские банки. Наш ВПК технологически никак не связан с европейской индустрией. Эксперт отмечает:
Да, есть какие-то технологические уязвимости, но это во многом закупается через серые схемы. Через фирмы-однодневки в Киргизии, Казахстане, среднеазиатские и арабские – туда товар не поступает, просто бумаги там оформляются. Поэтому ЕС технически не может надавить на Китай. Живём мы в долларовом кредитном пространстве, поэтому только США могут оказывать серьёзное финансовое давление на Китай и Россию.
Останавливаться европейцы не намерены
Кандидат экономических наук, специалист в области банковских услуг Андрей Бархота в эксклюзивном комментарии для "Первого русского" пояснил, что и для отечественных банков содержательная часть 18-го пакета европейских санкций имеет ограниченный характер. Примерно 70% активов банковского сектора уже находятся под санкциями, и, вероятно, ЕС будет искать свои новые жертвы среди небольших банков.
В свою очередь, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России, доктор политических наук Павел Селезнёв обратил внимание на геополитический аспект продолжающейся санкционной политики Брюсселя:
Европа, выполняя указания США, последовательно реализует курс на окончательный и бесповоротный разрыв торгово-экономических отношений с Россией. Останавливаться наши оппоненты не намерены, выискивают с каждым разом всё новые и новые участки, где ранее введённые санкции не дают нужного эффекта. И пытаются эти пробелы устранить для всеобъемлющего санкционного давления.
Германия была крайне заинтересована в сотрудничестве с Россией – а теперь канцлер Фридрих Мерц главный русофоб Европы. ФОТО: Michael Kappeler/ Global Look Press
По словам эксперта, тем самым Европа стреляет себе в голову – ведь санкционный бумеранг бьёт по самому ЕС с наибольшей силой. Не нужно забывать, что Европа построила своё экономическое благополучие во многом за счёт предоставляемых Россией дешёвых энергоносителей.
Поэтому высказываемое евробюрократами мнение, что теперь-то русские сдадутся, мягко говоря, не соответствует действительности, считает Селезнёв:
Статьи, которые будут включать в следующие санкционные пакеты, будут нас со всех сторон пугать, что вот теперь-то очередной пакет на самом деле является самым жёстким, самым страшным. Но это больше риторика, рассчитанная на устрашение. Причина проста – основной удар уже пришёлся на период сразу после 2022 года.
Следим за американцами и считаем каждый рубль?
Однако нельзя и чересчур снисходительно относиться к очередному витку санкционной удавки, которую Европа пытается накинуть на отечественную экономику.
Хотя бы потому, что уже на высоком государственном уровне заговорили: многолетнее санкционное давление не сломало Россию, однако постоянное и растущее напряжение неизбежно сказывается и на устойчивости экономической системы, и на состоянии государственного бюджета.
И вот уже в Совете Федерации звучат тревожные слова. Глава комитета по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов говорит о пессимистических прогнозах и необходимости изыскивать внутренние источники пополнения бюджета. В том числе такие, как отмена некоторых налоговых льгот и борьба с теневой занятостью (зарплатой в конвертах).
А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко упомянула о таких возможных вынужденных мерах, как остановка ряда национальных проектов, и сформулировала общий девиз для госбюджета на ближайшие годы – "жесточайшая экономия, эффективность каждого рубля".
Валентина Матвиенко. ФОТО: Shatokhina Natalia/ Global Look Press
У этой позиции, озвученной рядом государственных деятелей, есть определённые нюансы, главный из которых заключается в том, что логично сначала снизить такие "побочные" и не подтвердившие свою целесообразность статьи расходов, как фактическое содержание некоторых бывших советских республик. А уже затем, если будет необходимость, отменять нацпроекты и призывать граждан затянуть пояса потуже.
Однако в любом случае внешнее негативное воздействие на экономику России неизбежно скажется – особенно если в это давление по-настоящему "вложится" Америка. Как поясняет Леонид Крутаков:
У Европы нет рычагов давления ни на экономику России, ни на систему расчётов России – а вот у США подобные возможности есть. Ведь мировая экономика находится в очень тесной кооперации, и в распоряжении американцев до сих пор есть существенные ограничители, воздействующие на участников глобальной системы.
"Нельзя сказать, что нам всё нипочём"
В этой связи Андрей Бархота обращает внимание на то, что в долгосрочной перспективе санкции Евросоюза могут нанести чувствительный удар по теневому флоту России и, соответственно, по энергетическому сектору. Уменьшение физического экспорта энергоресурсов негативным образом скажется на бюджетных доходах – и в этом смысле становится понятной необходимость мер бюджетной экономии. Например, по некоторым данным, в Госдуме предложили отменить льготный статус самозанятых и вместо 6%-ного подоходного налога распространить на них 13%-ный налог.
Так что, считает Бархота, нужно внимательно следить за реакцией на новые инициативы Европы со стороны США:
Санкционный пакет Евросоюза опасен перспективами после истечения срока "50-дневного ультиматума Трампа" по украинской проблеме. Если американцы присоединятся к новым санкциям ЕС, это будет крайне неприятно. В этом случае наши экспортные мощности могут нивелироваться, и это создаёт повышенные риски для отечественной экономики. Так что нельзя сказать, что все санкции Запада нам совсем нипочём и мы абсолютно неуязвимы. Появляются серьёзные ограничения для роста экономики, для экспорта, для бюджетного баланса, и в общем это требует от руководства страны проработки разных сценариев для нивелирования угроз.
России опять придётся ждать решения США? ФОТО: Hu Yousong/ Global Look Press
По мнению Павла Селезнёва, обострение экономической ситуации ввиду новых санкций снова указывает на необходимость максимального сокращения связей с западной финансовой системой. В частности, отключение очередных отечественных банков от SWIFT поднимает вопрос об использовании альтернативных систем передачи финансовых сообщений (например, китайской) и создании собственной системы:
Самое важное – это пойти ещё дальше, на дедолларизацию финансовой системы. Ведь до сих не то что практически все товары и сырьё оценены в долларах США – сохраняется эта привязка к доллару. Нужно вводить как минимум хотя бы некую расчётную единицу, отличную от доллара, которая будет являться базой для расчётов уже в национальных валютах.
Не менее важно, уверен Селезнёв, избавиться от иллюзий, которые испытывает изрядная часть отечественного истеблишмента: будто прежняя экономическая глобалистская модель рано или поздно вернётся на круги своя. Если кто-то тешит себя надеждой, что удастся возобновить добрые отношения с Европой и Западом в целом, то это очень большое заблуждение, полагает эксперт:
Акцент нужно делать на полноформатное развитие отношений с Азией – а в ещё большей степени необходимо рассчитывать на собственные силы. Россия является самодостаточной страной, обладающей всеми необходимыми стратегически значимыми видами ресурсов. Не говоря уже про совершенно исключительный человеческий потенциал. Основываясь на этом, можно и нужно обеспечить всё необходимое для демонстрации должной экономической мощи.
Что с того?
Так сложилось и неоднократно исторически подтвердилось: свои лучшие качества русский народ и наше государство проявляют в сложных, даже критических обстоятельствах. Но стоит ситуации устояться, как наступает самоуспокоенность и даже высокомерие.
Безусловно, отечественная экономика замечательно справилась с мощнейшим санкционным давлением, обрушившимся на нашу страну с 2022 года. Однако постепенно мы начали воспринимать это как должное – и вот уже на каждый следующий пакет европейских санкций мы смотрим едва ли не свысока.
Это опасная ошибка – логика "шапками закидаем" никогда не доводила Россию до добра. Да, сам по себе 18-й пакет санкций ЕС не станет для нас критическим. Однако экономическое давление на нашу страну растёт. И раз уж за три года СВО мы пока не достигли её целей, рано или поздно придётся столкнуться с серьёзными последствиями.
И тут жизненно важное значение имеет то, какой ответ каждый из нас и наше государство в целом дадим на два вопроса.
Первый – готовы ли мы к ещё более серьёзным испытаниям?
Второй – есть ли у нас такие ответы на них, которые приведут нас к победе?